Новости Севастополя

Опасная физкультура

Спасите детей от физкультуры

Комментарии: 12
Пятеро школьников погибли на уроках физкультуры в разных городах Украины за прошедшие октябрь и ноябрь. Теперь родители не хотят отпускать своих чад на занятия. Рьяные чиновники готовы отменить смертельные уроки. Но многие обеспокоены: в таком случае дети совсем перестанут заниматься спортом. «СГ» узнавала, как в Севастополе физически воспитывают школьников.
Пятеро школьников погибли на уроках физкультуры в разных городах Украины за прошедшие октябрь и ноябрь. Теперь родители не хотят отпускать своих чад на занятия. Рьяные чиновники готовы отменить смертельные уроки. Но многие обеспокоены: в таком случае дети совсем перестанут заниматься спортом. «СГ» узнавала, как в Севастополе физически воспитывают школьников.
Официоз

Трагические случаи на уроках физкультуры были всегда. И одни только учителя в этом не виноваты. Проблема системного характера. Еще два года назад Министерство Украины по делам семьи, молодежи и спорта запланировало к 2011 году отменить нормативы, государственные тесты, которые не формируют здорового ребенка и не дают возможности для его полноценного развития.

После октябрьских трагедий в школах премьер-министр Украины Юлия Тимошенко заявила, что кроссы на уроках физкультуры необходимо срочно запретить. Вместо них надо давать игровые виды спорта. Кабмин 5 ноября отменил свое постановление от 1996 года №80 «О государственных тестах и нормативах оценки физической подготовленности населения Украины». На следующий день в Лету канули упражнения на выносливость и скорость. По ним больше не будут сдаваться нормативы и проводиться соревнования.

Пока столичные чиновники все отменяют, на местах не спешат предавать забвению выверенные годами требования. Начальник севастопольского Управления по физвоспитанию и спорту МОН Украины Сергей Шубин рассказал, что Министерство образования постановило выборочно провести проверку состояния физического воспитания в школах города, а также пересмотреть требования к нормативным документам. Кроме этого, усилились требования к медицинским работникам: они должны тщательнее проводить медосмотры. Врачебно-физкультурный диспансер теперь не должен подписывать ни одному спортсмену допуск на соревнования, если он не прошел медицинский осмотр. Нормативы на выносливость и скорость, скорее всего, уберут, но уже, наверное, на следующий учебный год.

К каждому нужен подход

Пока нормы в силе, учителя на свой страх и риск проводят занятия. Учитель-методист по физкультуре школы №3 Лилия Дорохова рассказала, как на практике проходят уроки: «Последняя программа, по которой мы работаем уже три года, дает возможность творчески подходить к ученикам. Все дети разные. Если один спокойно прыгает на скакалке минуту, то другой уже через десять секунд выдыхается».

К нормативам детей надо готовить. Нельзя всю четверть гонять мяч, ничего не делать, а потом в конце требовать за раз все сдать. Это очень большая нагрузка на неподготовленный организм. Л.Дорохова поступает по-другому: «К примеру, отрабатываем такой норматив, как прыжок с места. Как правило, на это уходит три-четыре урока. Учим по фазам: отталкивание с места, полет в воздухе и приземление. После чего уже прорабатываем весь прыжок целиком. Так, только на пятый-шестой урок ставлю оценки».

Учительница полагает, что не стоит требовать сдачи нормативов по полной программе. «Если в первой четверти ребенок прыгнул на 1,5 м, а в конце года — уже на 1,6м, я ему, конечно, ставлю более высшую оценку. Хотя 1,6 м — это не блестящий результат и ниже нормы. Но я вижу, ребенок старался, тренировался. Так что он заслуживает поощрения. Но это возможно, когда один учитель ведет ребят с первого класса. Он знает все их способности, изменения и достижения», — добавила Л.Дорохова.

В зависимости от группы здоровья школьник получает физическую нагрузку. В основную группу входят здоровые ребята, способные выполнить любой спортивный норматив. По словам Л.Дороховой, туда входит всего 5% школьников. Где-то 80% учеников идут с отклонениями — входят в подготовительную группу. Не стоит заранее пугаться. К отклонениям относят плохую осанку, сниженное зрение. Такие ребята могут выполнять требования основной группы. Но задания тоже надо давать осторожно, следить за ребенком.

Третья специальная группа по здоровью также малочисленна. Такие ребята полностью освобождены от физкультуры. В школе №3, по словам Л.Дороховой, таких единицы, но они все равно хоть как-то, но занимаются спортом. К примеру, девочка родилась без руки, но она плавает. Есть мальчик с одной ногой короче другой. Но он так гоняет в футбол, что и не скажешь, что это инвалид. Конечно, он играет с письменного разрешения родителей.

Нормативы, которые должен выполнить ученик выпускного класса, чтобы получить высшие баллы

Больше медосмотров!

Что касается происшедших смертей, то не физкультурники в них виноваты, считает учительница. Просто система медосмотров — на низком уровне. В школах, например, работает одна медсестра на пять учебных заведений. Разве может она успеть всех осмотреть к первому сентября? По словам Л.Дороховой, физкультурники получают списки учеников, кто в какой группе по здоровью, в ноябре. А два первых месяца приходится работать под свою ответственность: «А, вообще, я считаю, лучше такие медосмотры проводить дважды за учебный год. Детки меняются, развиваются. Хотя и родители не должны сидеть сложа руки. Надо сразу реагировать, когда ребенок жалуется на головную боль, на другие недомогания».

Как рассказала одна врач, просившая не называть ни ее имени, ни названия медучреждения, у большинства школьников, которые приходят к ней на медосмотр, можно выявить патологию. Их родители пережили Чернобыльскую катастрофу, поэтому у детей в основном слабая соединительная ткань. У многих можно обнаружить пролапс митрального клапана сердца. У многих — слабый шейный отдел позвоночника. Врач привела такой пример. Когда она училась в Ленинграде в медуниверситете, их, студентов, отдельными группами возили в определенную больницу, где лежал мальчик с астматическим бронхитом. Будущим медикам по очереди позволяли послушать его легкие. Больше ни в одной клинике города не было подобного пациента. Сейчас, по словам врача, у студентов таких проблем нет — каждому второму ребенку можно ставить такой диагноз.

Не хватает козлов и матов

Не только редкие медосмотры не позволяют проводить качественные занятия по физкультуре.

В Севастополе, к счастью, несчастных случаев на уроках не происходило. Хотя травмы бывали. В основном это происходит из-за устаревшего спортивного оборудования.

Как рассказывает С.Шубин, инвентарь в большинстве городских школ не обновлялся с 70-х годов прошлого века. В 40% учебных заведений нет ям с песком для прыжков в длину. Не хватает матов для страховки лазания по канату. Л.Дорохова считает, что проводить гимнастику просто опасно. Кони, козлы не зафиксированы. Руки поставил — он заваливается на одну ножку. Брусья тоже расшатаны. «Я их спрятала в подвал от греха подальше, — признается учительница.— Хотя в прошлом сама я — гимнастка, могла бы показывать упражнения, но негде. Приходится придумывать альтернативу. Даю шейпинг... Так что весь новый инвентарь у нас появляется благодаря родителям».

Помимо изношенного спортинвентаря, мало в какой школе есть подходящие условия для занятий на свежем воздухе. Нет резиновых беговых дорожек — везде асфальт. Если ребенок падает, сразу ранится. Нет хороших футбольных полей.

Физминутки и физпаузы

За всеми трагедиями и разговорами многие уже забывают, что спорт полезен для здоровья.

К примеру, некоторые родители требуют, чтоб уроки физкультуры ставили последними. По мнению Л.Дороховой, занятия спортом специально вклинивают в середину учебного дня. Дети могут встряхнуться, оторваться от мыслительной нагрузки, чтобы с новыми силами вгрызаться в гранит науки. По словам С.Шубина, его Управление рекомендует учителям младших классов проводить физкультминутки, физпаузы во время уроков. Ребята постарше должны сами проявлять сознательность: больше бывать на свежем воздухе, посещать спортивные секции.
comments powered by HyperComments

Об авторе

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter